| RSS
Понедельник
16.07.2018, 23:05
Главная О Центре "Рожана"
Меню сайта

Статистика

Содержание раздела:
1. Об истории создания Центра
2. Об основателе и научном руководителе Центра
3. Миссия и деятельность Центра
4. Отличие Центра от других Центров

История создания Центра

1989 -1992 годы

В 1989 году Центр «Рожана» начал свое существование, как структурное подразделение краеведческого музея-клуба «Кунцево». Помимо работы на поприще здорового материнства там была создана творческая мастерская «Заряна». Работа творческой мастерской начиналась с реконструкции бытовых мелочей – ладанки, игольницы, полотенца, рубахи, сарафаны и т.д. В этот период мастерская тесно сотрудничала с известным ткачом и этнографом В.Я. Колесниковым.
Помимо реконструкции предметов быта и костюмов мастерская занималась реконструк-цией семейных обрядов, праздников, целительских обрядов. Восстанавливались элементы свадебной обрядовости, а именно та ее часть, которая связана с благополучным рождением детей. В то время мастерская регулярно проводила этнографические экспедиции, охватывая, Тверскую, Ярославскую, Рязанскую, Владимирскую области, а также Киевскую и Днепропетровскую области Украины. Свои наработки в области этнографии в дальнейшем Центр сформировал в курс дородовой подготовки, а также в методику психологической поддержки женщины во время родов. Этнографические исследования этих лет легли в основу методики грудного вскармливания и физиологически обоснованного ухода за новорожденным и грудным ребенком.

1990-1993 годы

В этот период Центр активно сотрудничает с родильными домами, оказывая психологическую помощь роженицам, проводит занятия по подготовке беременных к родам. В 1990 году был разработан первый вариант методики обучения матерей уходу за новорожденным ребенком и технике грудного вскармливания. Применение этой методики не замедлило принести свои плоды. Все мамы, прошедшие обучение оставались под наблюдением сотрудников Центра и уже в 1991 году были подведены первые итоги работы. Все мамы сохранили грудное вскармливание до 1 года и за это время не испытывали никаких проблем с лактацией. По оценке педиатров дети, выращенные согласно рекомендациям Центра, были более чем благополучны.

1992-1995 годы

Центр окончательно принял название «Рожана». Рожана – это женщина в состоянии материнства, т.е. рожающая, вскармливающая и воспитывающая детей. В Центре регулярно проводятся курсы по дородовой подготовке, происходит обучение матерей технике грудного вскармливания, налаживание лактации, проводятся занятия по обучению приемам ухода за новорожденными и грудничками первого года жизни. В этот период стала активно развиваться деятельность по оказанию психологической поддержки женщинам в домашних родах. Не останавливаются и этнографические исследования. Центр продолжает работу по реконструкции семейных обрядов, восстановлению символики узоров.

1996-1999 годы

В этот период Центр активно включается в деятельность международной программы ВОЗ/ ЮНИСЭФ по поддержке грудного вскармливания и начинает сотрудничать с московским родильным домом № 6 имени Абрикосовой. Это сотрудничество продолжалось с 1997 по 1999 год. В 1997 году был создан первый вариант курса «Мама + малыш или воспитание ребенка от года до 3 лет». Первоначально этот курс состоял из 4 занятий. Центр начал издавать ежеквартальный информационный бюллетень «Перинатальное воспитание и поддержка грудного вскармливания».

1999-2004 годы

В этот период Центр «Рожана» становится самостоятельной организацией – Центром перинатального воспитания и поддержки грудного вскармливания – и продолжает расширять свою деятельность. С 2000 г. Центр разработал программу «Здоровые дети – надежда России», которая была одобрена Союзом педиатров Санкт-Петербурга, и вел большую работу в рамках этой программы. Основные направления работы программы: • пропаганда биологически нормальных родов; • важность грудного вскармливания для здоровья матери и ребенка; • организация подготовки специалистов и новых общественных материнских профессий (консультантов по грудному вскармливанию, инструкторов по уходу за новорожденным и грудным ребенком, инструкторов дородовой подготовки); • создание территориальных групп поддержки грудного вскармливания. Для подготовки специалистов новых материнских профессий были разработаны программы обучения, методические и учебные пособия, а также система аттестации, которая позволяет специалистам ежегодно подтверждать и повышать свою квалификацию. С этого момента в Центре «Рожана» можно было пройти полную программу подготовки к материнству: получить консультации и практическую помощь, реализовать психологическую поддержку в родах, грамотно организовать уход за женщиной после родов, наладить уход за новорожденным и организовать грудное вскармливание, обучиться приемам ухода и воспитания грудного ребенка первого года жизни, обучиться приемам воспитания ребенка в возрасте от года до 3 лет. В 1999 году был проведен первый материнский тренинг, который первоначально проводился 1-2 раза в год.

2004-2009 годы

В этот период был создан тренинговый проект «Рождественская сказка», благодаря которому материнский тренинг «Дача» стал проводиться несколько раз в году и приобрел широкую популярность. На этих тренингах проводится практическое обучение матерей приемам воспитания детей в возрасте от 11 месяцев до 12 лет. С 2005 года начали регулярно проводиться праздничные тренинги: рождественский, масленичный, пасхальный, троица. По многочисленным просьбам мам была разработана программа поддержки тренингового эффекта, которая наполнилась просветительскими занятиями. С 2008 года ежегодно стал проводиться семейный тренинг. Центр продолжает вести научную деятельность и подводит итоги своей практической работы. К этому моменту многие дети успели вырасти и показать прекрасные результаты развития и воспитания. В эти годы издаются и переиздаются новые книги и просветительские брошюры. Книга «Новорожденный. Уход и воспитание» была переведена на английский язык. Появляются новые курсы: «Подготовка к зачатию», «Я родился», «Детское здоровье», «Интеллектуальное развитие ребенка», «Развитие речи», «Мама + малыш или воспитание ребенка от 3 до 8 лет», «Рождество и Новый год», «От Масленицы до Пасхи», «Основы миросозерцания», «Подготовка к школе». Важными достижениями центра стали курсы для пап, помогающие папам понять свою роль в воспитании маленького ребенка, а также занятие для бабушек.

2010 год

До сентября 2010 года Центр вел активную просветительскую деятельность, помогая родителям в воспитании детей. В планы Центра входило расширение деятельности, направленной на подготовку специалистов, а также более широкое распространение знаний о здоровом материнстве. В планах было также возрождение деятельности этнографической мастерской, которая сопровождала деятельность Центра в самом начале его существования.

Об основателе и научном руководителе Центра

Основатель и научный руководитель Центра перинатального воспитания и поддержки грудного вскармливания «Рожана» – Жанна Владимировна Цареградская начала свою работу по просвещению будущих матерей в плане подготовки к родам и грудному вскармливанию в 1985 году. Официально как специалист и руководитель центра дородовой подготовки начала работать с 1989 года. Она посвящала много времени не только занятиям с беременными женщинами и кормящими матерями (налаживание грудного вскармливания, обучение уходу за новорожденным), но и сбору материала для подготовки женщин к материнству.
   Жанна Владимировна является автором более 40 научно-популярных статей, посвященных материнству, грудному вскармливанию и развитию ребенка, опубликованных в различных журналах для родителей и других изданиях. Она является автором брошюр «Будущей маме о беременности и жизни до рождения», «Отношение к беременной в народной традиции», «Отношение к беременной в православной традиции», «Мир чувств и ощущений до рождения», «Успешное грудное вскармливание», «Послеродовой уход» и др. Жанна Владимировна является автором учебного пособия для медицинских и педагогических училищ «Перинатальная психология», первого в России и пока не имеющего аналогов.
   В 1998 году она заканчивает работу над трёхтомным курсом дородовой подготовки «Культура материнства». На основе этого монументального труда было издано учебное пособие для будущей мамы «Профессиональная мама». В этом же году Жанна Владимировна была аттестована по эксклюзивной квалификации психолог-перинатолог.
   В 1999 году, в соавторстве с врачом-педиатром, доктором медицинских наук, профессором Е.М. Фатеевой, Жанна Владимировна написала учебное пособие для медицинского персонала учреждений родовспоможения и детства «Грудное вскармливание и психологическое единство мать - дитя». В этом учебном пособии впервые в истории российской учебной медицинской литературы появился раздел «Психология новорожденного», где рождающийся и новорожденный младенец представлен как существо, наделенное психоэмоциональной жизнью.
   В 2004 году в «Издательстве Астрель» выходит учебное пособие по перинатальному воспитанию «Ребенок от зачатия до года», где впервые дается описание психологических особенностей женщины во время беременности, родов и кормления грудью, представленных как единая линия.
   В 2006 году выходит в свет книга «Новорожденный. Уход и воспитание», которая является методическим пособием для родителей и итогом многолетней практической работы Жанны Владимировны.
   В 2007 году выходит книга «Детское здоровье», а в 2008 – книга «Мама + малыш, или воспитание ребенка от 3 до 8 лет». Эти книги открывают для родителей новый взгляд на здоровье ребенка и его воспитание, они дают практические советы и приоткрывают секреты мира детства.

От основателя и научного руководителя Центра

    Когда-то я тоже была неопытной матерью и хлебнула добрую часть проблем, уготованных молодым родителям. 27 лет назад, когда появился мой первый ребенок, было очень сложно понять, как действовать правильно, как именно следует ухаживать за младенцем, чтобы ни его организм, ни организм матери не пострадали. Врачи и знакомые давали массу советов. Однако эти советы, как правило, только изматывали нервы и приводили к нескончаемому плачу ребенка.
    Единственными дельными оказывались советы моей бабушки, но они шли в разрез со всем тем, что говорили остальные. Информация, которую я получала от бабушки, была частью иной концепции отношения к маленькому ребенку. Результативность ее практических советов была удивительна. Применение советов врача или подруг относительно ухода за грудным ребенком приводило к негативным результатам, доставляло массу неудобств, требовало неразумно больших физических затрат и ухудшало самочувствие и мамы, и младенца. Советы бабушки были просты в исполнении и не требовали большого количества сил, что наоборот благотворно влияло на самочувствие. Но огромная разница между практическим опытом моей бабушки, выросшей в большой семье и вырастившей 10 маленьких детей (родных детей у нее было трое, остальные — это дети родственников), и оторванным от жизни опытом других окружавших меня людей, который удивительным образом подтверждался медицинскими рекомендациями, заставляла меня сомневаться и метаться между двумя абсолютно разными подходами к взращиванию ребенка.
    В результате мне захотелось разобраться в этой проблеме и понять, как же в действительности надо ухаживать за маленьким ребенком, чтобы сохранить его здоровье и хорошее психологическое состояние, но в то же время оптимизировать физические и психические затраты матери, направленные на воспитание. Так я приняла решение и посвятила жизнь поиску биологически грамотных, а значит и психологически комфортных подходов к взращиванию маленьких детей. Советы моей бабушки стали на этом пути ориентиром и определили поиск правильного направления.
    Чтобы отделить зерна от плевел, нужно было расширить объем информации о других подходах к воспитанию. Вполне логично было предположить, что чем меньше привнесений в традиционные подходы к воспитанию детей было сделано цивилизацией, тем ближе они к естественным. Поэтому для получения стартовой информации целесообразнее всего было обратиться к этнографическим источникам, которые описывают уход за детьми в различных племенах, сохранивших архаичную культуру. Именно эти жизнеописания быта разных племен и народов помогли приблизиться к пониманию естественного воспитания ребенка. Русская культура прошлых веков тоже сохранила основы воспитания младенца, наиболее соответствующие биологии человека, и исследования в этом направлении тоже внесли свою лепту в осмысление вопросов воспитания грудных детей.
    Помимо этнографических исследований по мере необходимости подключались другие области знаний. Я думаю, что ни у кого не вызывает сомнения, что окружающая нас фено-менальная реальность живет по единым законам. Физика, химия, биология, физиология и психология — это всего лишь разные стороны одной и той же реальности, и именно по-этому они не могут противоречить друг другу. Напротив, они могут только подтверждать друг друга. Человек — это одно из проявлений феноменальной реальности. Поэтому данные из разных областей науки лишь подтверждают то, что архаичная культура воспитания детей — это наиболее продуктивный метод, позволяющий максимально сохранить физическое и психическое здоровье детей и комфорт родителей.
    Большую лепту в обоснование необходимости естественного воспитания детей внесла психиатрия. Дональд Вудс Винникот, Станислав Гроф, Дэвид Чемберлен — эти авторы показали, что ребенок помнит свое рождение и обращение с ним родителей в раннем детстве. И если действия родителей не соответствуют врожденным ожиданиям ребенка, он получает травму. В результате травмы его психика будет нарушена, и он не сможет вырасти полноценным. Эти факты являются наиболее показательными. Только их наличия уже достаточно, чтобы пересмотреть основы ухода за детьми в массовом масштабе, минимизировать вмешательство медицины в эту область и выделить сферу материнского искусства как самостоятельную. Причем, согласно данным психиатрии, именно мать, а не врач, должна занимать доминирующее положение по отношению к своему ребенку. Только в этом случае остается шанс сохранить здоровой психику ребенка.
    Данные по физиологии и по возрастной физиологии прекрасно дополнили картину. Они лишний раз подтвердили, что у новорожденного и грудного ребенка есть целый ряд физиологических потребностей, которые могут быть реализованы только при наличии грудного вскармливания и правильно организованного ухода за ним. Удивительно, что педиатры и другие представители медицины почему-то игнорируют эти знания и не используют их.
    Кроме сбора научных знаний постоянно проводились практические работы. Помимо того, что я училась понимать детей, воспитывая своих собственных малышей, я вела обширную практическую работу с другими мамами. В результате на основе описанных в книге рекомендаций удалось вырастить и пронаблюдать за развитием 794 малышей. Это данные на 2005 год, а число таких детишек постоянно растет. Родители, которые пользуются настоящими рекомендациями, не измотаны и чувствуют себя вполне свободно и комфортно. Во всяком случае, материнство не воспринимается ими как каторга или непрекращающаяся пытка. Следует отметить, что все наши малыши обладают отличным здоровьем и устойчивой психикой, все они вскармливались грудью больше 1 года. А те дети, которые достигли возраста 3 лет и старше, уже показывают прекрасные интеллектуальные и творческие способности. Но не это самое главное. Все они комфортны в общении и демонстрируют лучшие душевные черты, принося родителям радость — а именно в этом и заключается цель воспитания и именно это и нужно для родительского счастья.
    Так постепенно, в результате ежедневного кропотливого труда, были очищены от шелухи и выделены основные принципы естественного воспитания маленького ребенка от рождения до 3 лет. Постоянные наблюдения, систематизация данных, поиск объяснений — этот труд не прерывается ни на минуту и является самой жизнью. Нельзя уйти в отпуск или отключиться от этого постоянного исследования. Но это не утомляет и не огорчает, поскольку нет ничего наиболее важного, чем выращивание полноценных людей.

Ж.В. Цареградская, мама семерых собственных детей
и более 1000 неродных детей

Миссия и деятельность Центра «Рожана»

Миссия:

Центр «Рожана» декларирует и действительно направляет свою работу на выполнение следующей миссии:
    Оказание помощи матерям в течение всего периода материнства от зачатия до исполнения ребенку 8 лет жизни. Выращивание полноценных детей за счет передачи материнского опыта и обучения родителей.
    Создание единой линии перинатального воспитания от зачатия до исполнения ребенку 8 лет жизни, обоснованного с точки зрения биологии и психофизиологии развития. Широкое распространение информации о здоровом родительстве и биосоциальной норме, свойственной человеческим группам.

Деятельность организации:

Консультирование по грудному вскармливанию и обучение материнскому искусству:
• Телефонное консультирование по грудному вскармливанию
• Выезды на дом по налаживанию лактации и проблемам грудного вскармливания
• Обучение материнскому искусству в уходе и воспитании новорожденного
• Воспитание ребенка первого года жизни и уход за ним. Наблюдение за его развитием

Беременность и роды:
• Курс «Подготовка к зачатию»
• Курс дородовой подготовки
• Курс о малыше «Я родился»
• Сопровождение домашних родов

Воспитание ребенка до 1 года:
• Обучение материнскому искусству в уходе и воспитании новорожденного и грудного ребенка в возрасте до 1 года, включая налаживание грудного вскармливания
• Консультирование по проблемам грудного вскармливания и воспитания ребенка от рождения до 1 года
• Мини-тренинг по обучению приемам воспитания годовалого ребенка

Воспитание ребенка от 1 года до 3 лет:
• Курс для родителей «Мама + малыш 1-3, или воспитание ребенка от года до трех лет»
• Курс для родителей «Интеллектуальное развитие ребенка от года до трех лет»
• Курс для родителей «Детское здоровье»
• Материнский тренинг «Дача», направленный на обучение родителей приемам воспитания ребенка от 1 до 3 лет, а также на коррекцию поведения детей и родителей
• Курсы, круглые столы и инструктажи для отцов, бабушек и дедушек ребенка, направленные на оздоровление семейных отношений и повышение эффективности воспитания детей
• «Семейный тренинг», направленный на налаживание комфортных семейных отношений, распределение семейных ролей, обучение приемам разрешения семейных конфликтов и обучение родителей совместной реализации воспитательных моментов относительно ребенка
• Курс «Няня» для подготовки профессиональных нянь

Воспитание ребенка от 3 до 8 лет:
• Вводный курс для родителей «Мама + малыш 3-8, или воспитание ребенка от трех до восьми лет», дающий представление об особенностях развития ребенка этого возраста и разъясняющий ориентацию воспитательных усилий родителей
• «Основы миросозерцания» – курс, снабжающий родителей системой понятий и позволяющий им ориентироваться в вопросах детей, давать детям грамотные пояснения происходящего и эффективно реализовывать воспитательный процесс
• Тренинг для родителей, направленный на обучение методам и приемам воспитания ребенка в возрасте от 3 до 6 лет
• Дополнительные курсы для родителей, расширяющие их кругозор, необходимый для воспитания детей в возрасте от 3 до 8 лет
• Курс для пап «Папа + малыш или воспитание ребенка от 3 до 8 лет»
• Курс для родителей «Дети и деньги», позволяющий родителям организовать отношения с ребенком в этом смысле и сформировать у ребенка отношение к деньгам
• Занятия для родителей и детей, направленные на поддержку воспитательного эффекта, полученного на тренинге с дополнительной программой развивающих занятий «Я познаю мир»
• Организация походов и лагерей для детей и родителей, направленных на овладение основами физической культуры и развитие выносливости. «Малый летний поход» и «Выездной летний лагерь» для отцов и детей в возрасте от 4 лет
• Двухгодичный курс «Подготовка к школе» для родителей и детей с 5-6 лет, включающий обучение чтению, подготовку руки к письму, общеразвивающие программы и физическое развитие, чистописание

Основы культуры:
• Курсы, направленные на знакомство с календарными праздниками: «Рождество и Новый год», «От Масленицы до Пасхи», «Троица и Зеленые святки», «Покров и праздники осеннего цикла»
• Праздничные тренинги, направленные на обучение родителей празднованию календарных праздников: «Рождественский тренинг», «Масленичный тренинг», «Евдошки», «Пасхальный тренинг», «Летний Солнцеворот», «Покровский тренинг»
• Просветительские курсы лекций и занятий: «Круг жизни», «Семейные традиции», «Миросозерцание Руси», «Культура домоводства», «Сон и сновидения»

Воспитание детей старше 8 лет:
• Круглый стол «Встретить подростка»
• Тренинги для мальчиков и девочек, направленные на поддержку уважения к родителям, обучение дисциплине и развитие волевых данных
• «Основы менеджмента: в семье и на работе»

Счастливое супружество:
• «Счастливое супружество», курс, направленный на подготовку мужчин и женщин к семейной жизни. Включает информацию о смысле и значении свадьбы для счастливой семейной жизни
• Программа «Сваха», направленная на формирование базы данных о потенциальных женихах и невестах
• Тренинг «Ярмарка невест», направленный на возрождение обрядов, связанных с выбором жениха и невесты, сватовством и договором о свадьбе
• «Свадьба» - организация свадьбы согласно русским народным традициям

Работа с профессиональными кадрами:

• Инструктор дородовой подготовки
• Консультант по грудному вскармливанию
• Инструктор по обучению материнскому искусству
• Повивальное искусство

Аттестация и переаттестация специалистов:

• Проведение профессиональных конференций и других мероприятий
• Работа со специалистами из других центров: курсы переподготовки, просветительские семинары
• Просветительские семинары для медицинских работников и лиц смежных профессий

Кроме вышеперечисленной деятельности Центр «Рожана» ведет научную, издательскую и просветительскую деятельность. Деятельность Центра носит сугубо научно-практический характер. Политической и религиозной деятельностью Центр не занимается и никогда не занимался.


Чем Центр «Рожана» отличается от других центров

Центр «Рожана» отличается от других аналогичных Центров, прежде всего, тем, что он является первопроходцем и основоположником знаний о процессе естественного воспитания и развития человека. Его знания представляют собой согласованную систему, охватывающую самые разные стороны жизни и деятельности человека. Центр «Рожана» – первоисточник систематизированных знаний о немедицинском подходе к взращиванию детей.
Отличительной чертой Центра является долговременность его исследований и тщательно учтенные результаты, проверенные и подтвержденные на практике. Следует подчеркнуть также и то, что Центр относится к тем немногим организациям, которые действительно выполняют то, что заявляют.
В связи с тем, что Центр располагает базовыми знаниями о процессе воспроизводства, развития и взращивания полноценных детей, он не заимствует и не ворует материалы у других авторов и организаций. Центр никогда не пытался собрать лучшее у разных авторов и объединить разноречивую информацию в единую систему. Все исследования Центра были направлены по пути собственных практических наработок. В своих исследованиях научный руководитель Центра исходила из идеи мудрости природы и присутствия в жизни человека высшей целесообразности. Работы и исследования других авторов привлекались как дополнительные подтверждения правильности выбранной линии. Важной отличительной чертой Центра является честность его действий и искренняя благодарность учителям и консультантам, которую открыто выражает автор. В мире руководителей и сотрудников родительских центров процветает стремление к самоутверждению и поэтому принято попросту присваивать чужие материалы, выдавая их за свои, а благодарность за украденные материалы или обучение высказывать не принято.

Как проводятся исследования Центра

   Центр «Рожана» проводит собственные исследования, которые являются результатом его практической деятельности. В результате многолетней исследовательской деятельности Центра появились такие методики, как «Дородовая подготовка», «Психологическая поддержка в родах», «Послеродовой уход», «Консультирование по грудному вскармливанию», «Материнское искусство ухода за ребенком первого года жизни и его воспитания», «Мама + малыш или воспитание ребенка от года до трех лет», «Мама + малыш или воспитание ребенка от 3 до 8 лет». Результатом собственных долгосрочных наработок Центра являются также его тренинговые программы, на практике обучающие матерей приемам воспитания детей разного возраста.
   Показательным примером исследовательской деятельности Центра является работа над созданием курса «Мама + малыш или воспитание ребенка от года до трех лет». Приведем цитату из вводной части этого курса, которая описывает исследовательскую работу, проведенную для его создания. Напомним, что первый вариант курса был создан в 1997 году и представлял собой дневниковые наблюдения с небольшим количеством общих выводов. Следующая версия этого курса была создана в 2005 году. К этому моменту исследования проводились на протяжении уже 15 лет.
   «В течение 15 лет в нашем Центре перинатального воспитания и поддержки грудного вскармливания «Рожана» под руководством Ж.В. Царегрдаской проводились подробные наблюдения за поведением детей и их матерей, находившихся примерно в одинаковых социально-бытовых условиях. Всего было проанализировано 165 полных дневниковых наблюдений за развитием детей от рождения до 3-х лет. Наблюдения проводились 1-2 раза в месяц, результаты наблюдений подробно фиксировались в отчетах. При этом 95 детей были рождены в домашних условиях, и ход этих родов был максимально приближен к естественной норме, а 70 детей были рождены в условиях родильного дома, где естественная норма, свойственная процессу родов, не соблюдалась. Благодаря такому соотношению была выявлена разница между поведением детей в зависимости от того, каким образом их рожали матери, хотя изначально такая цель не ставилась. Все дети, участвовавшие в исследовании, были физически и психически здоровы. Матери всех детей стремились учитывать физиологические особенности, свойственные данному детскому возрасту, в отношении грудного вскармливания, организации ухода за малышами, отправления ими естественных нужд и т.д.
   Помимо этого к исследованию были присоединены сведения о развитии 600 детей, из которых в 273 случаях были домашние роды и в 227 случаях роды в роддоме. За этими детьми велись неполные дневниковые наблюдения. Наблюдения проводились ежемесячно на протяжении первого года жизни, а на протяжении 2 и 3 года жизни 1 раз в 3-6 месяцев. Эти дневниковые отчеты тоже были присоединены к настоящему исследованию.
   Большое значение в данном исследовании имеет личный материнский опыт научного руководителя данного исследования и автора настоящего курса, которая непосредственно участвовала в воспитании детей раннего возраста на протяжении 22 лет. Этот опыт внес огромную лепту в создание материалов настоящего курса, благодаря чему в нем представлены практические знания о благополучном развитии ребенка от рождения до 3 лет, где особо выделен период от года до 3 лет».
   Таким образом разрабатывались и все вышеперечисленные методики Центра. Стартовой точкой исследования был личный опыт нескольких женщин, стремящихся к естественному материнству, и подтвержденный этнографическими сведениями. На этой основе разрабатывался первоначальный вариант методики, привлекался практический материал, проводилась систематизация и анализ практических наработок, которые затем облекались в форму описаний и методик.

Поиск

Календарь
«  Июль 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Друзья сайта

  • Copyright MyCorp © 2018
    Сделать бесплатный сайт с uCoz