Научно-методическая база Центра «Рожана»
Главная цель работы
Центра «Рожана» состоит в максимальном соответствии основам естественного
воспитания детей, что позволяет сохранить их физическое и психическое здоровье,
полноценно развить их интеллект, и в то же время сохранить физическое и
психическое здоровье матери, доставить ей удовлетворение, материнское счастье и
сохранить ее комфорт.
Зоны нашей компетенции: зачатие, беременность, роды, грудное
вскармливание,воспитание и развитие ребенка до 8 лет, взаимоотношения полов, здоровые семейные отношения.
Наша научно-методическая база основывается на прямых
исследованиях и на сопутствующей информации из смежных областей наук. До начала
деятельности Центра автор научно-методической базы Центра «Рожана» накапливала
свой личный материнский опыт в течение 7 лет. В течение следующих 20 лет в
Центре перинатального воспитания и поддержки грудного вскармливания «Рожана»
под руководством Ж.В. Царегрдаской проводились подробные наблюдения за
поведением детей и их матерей, находившихся примерно в одинаковых социально-бытовых
условиях.
Научной основой методических разработок являются
дневниковые исследования за развитием детей. Всего было проанализировано 165
полных дневниковых наблюдений за развитием детей от рождения до 3-х лет. Помимо
этого к исследованию были присоединены сведения о развитии 600 детей, из которых
в 273 случаях были домашние роды и в 327 случаях роды в роддоме. За этими
детьми велись неполные дневниковые наблюдения. На
сегодняшний день это 3000 историй развития детей, помимо вышеуказанных.
Центр «Рожана»
никогда не проводил эксперименты над людьми. Все методы и подходы к воспитанию
детей первоначально проверялись на личном опыте и при условии успешности опыта
рекомендовались другим родителям.
Помимо дневниковых наблюдений за развитием детей данного
возраста дополнительными ориентирами и критериями при создании настоящего
курса, послужили знания из различных отраслей науки, затрагивающие вопросы
развития и поведения человека. Поскольку
объективная реальность едина, разные отрасли наук не могут противоречить друг
другу. Они могут только взаимодополнять друг друга. Поэтому в курсах широко
использовались материалы по биологии и физиологии человека, педагогики, психологии
и психоанализа, антропологии и зоопсихологии. Неоценимую лепту в
материалы данных курсов внесли общая и детская психиатрия.
Чрезвычайно важное значение в материалах курсов имеют материалы
по этологии – науки о поведении животных и человека. Эти данные
помогают понять основы поведения ребенка, отделить сознательные формы поведения
от бессознательных, и разобраться к чему родители могут прикладывать
воспитательные усилия, а что в поведении малыша не подлежит изменению.
Еще одним источником при создании материалов явились
сведения из этнографии. Можно было бы предположить, что дети
разных народностей могут вести себя по-разному. Однако, сравнение данных о
поведении детей разных этнических групп показало, что все дети в возрасте от
рождения до 3 лет помещенные в благоприятную среду для развития, максимально
приближенную к естественной данности, развиваются практически одинаково.
Русский деревенский ребенок XIX
века развивался точно также, как в современности развивается ребенок аборигенов
Америки или Австралии. Разница заключается только в этнической принадлежности.
Цивилизованные дети отстают в развитии от этнических групп, сохранивших
архаичный образ жизни. Но наши наблюдения доказали, что если современному
городскому ребенку предоставить нормальные условия для развития, он тоже будет успешно
развиваться в соответствии с теми нормами, которые ему определила природа.
|